Сначала цитаты из НПА. Начнём с Кодекса, как имеющего наивысший статус.
В новой редакции КоАП кардинально ничего не меняется, за исключением номера статьи (21.7) , того, что "право управления" названо "правом заниматься деятельностью, связанной с управлением" и наказанием за повторное управление без этого права.КоАП РФ Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством писал(а):При пресечении нарушений, указанных в ч. 1 и 2 ст. 12.7, применяются задержание ТС и отстранение водителя от управления.
1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
...
3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)
или лишенному такого права, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
ПДД писал(а):«Водитель» - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.
К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Обучающий вождению» - педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.
«Обучающийся вождению» - лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.
В п.1.2 ПДД, как, впрочем, и ни в одном другом НПА, нет понятия «учебная езда». Есть лишь раздел ПДД с таким названием.
Хоть и нет большого смысла, но привожу его полностью.
Скрытый текст:
Итак, как мы видим, проведение практических экзаменов на право управления ТС не относится (да и не может относиться) к учебной езде.
При этом, когда экзаменатор (инспектор) сидит сзади, а справа (на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством) сидит обучающий вождению (инструктор), это хоть как-то, с большой натяжкой, укладывается в рамки ПДД.
С натяжкой потому, что экзаменуемый уже не является обучающимся вождению (он уже обучился и получил документ об образовании, а иначе на экзамен не попасть). Значит и обучения тоже уже не происходит. Но, хотя бы, обучающий, вне зависимости от того, кто фактически сидит слева, всё равно является водителем.
Однако под статью КоАП это всё же подпадает, поскольку к учебной езде отношения уже не имеет.
Вернёмся к экзаменатору.
Так происходит де-факто в настоящее время при приёме экзамена на ТС ГИБДД, а начиная с 01.04.2021 так будет де-юре на всех ТС.Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений писал(а):При проведении практического экзамена, указанного в пункте 14 настоящих Правил, экзаменатор находится на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством.
Экзаменатор (инспектор) не подпадает ни под одно из вышеприведённых определений.
Он не обучающий, а значит и не водитель. А кто же он? Выходит, что пассажир. Имеющий доступ к дублирующим органам управления транспортным средством, но пассажир!
Кто у нас остался? Кандидат в водители (заметьте, кандидат!). Но по факту и по ПДД именно он один в этот момент и есть Водитель, при этом не имеющий права управления!
Казалось бы, всё законно, ведь и Правила проведения экзаменов, и ПДД утверждены Постановлением Правительства
Но статус Кодекса выше подзаконных актов, а значит статья 12.7 работает (в смысле должна работать).
Возникает коллизия, когда по всей стране представителями ГИБДД при исполнении постоянно совершаются правонарушения и никому нет до этого дела.
А ведь есть простое решение - внести изменения в п.1.2 ПДД, а именно, изменить определение «Водитель»
и добавить определение «Учебная езда»«Водитель» - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравниваются обучающий вождению и должностное лицо, принимающее квалификационный практический экзамен на право управления транспортными средствами.
Можно, конечно, расписать «обучение» более подробно, но это не изменит сути, а лишь утяжелит определение. Здесь главный смысл приравнять экзамен к «учебной езде».«Учебная езда» – обучение управлению транспортным средством. К учебной езде приравнивается процесс проведения квалификационных практических экзаменов на право управления транспортными средствами.
Я уж не говорю о возможных проблемах в случае ДТП на экзамене. Хотя нет, говорю. Более того, в первую очередь именно это сподвигло меня на описание сей проблемы.
Ведь с точки зрения
а обучения-то уже нет.Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" писал(а):водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;
И кто же, в случае чего, будет нести ответственность? Водитель без прав? А может инструктор, сидящий сзади и пустивший за руль человека без прав?
Или являющийся пассажиром инспектор? Правда, казалось бы,
Но это лишь его должностная обязанность, при этом не возлагающая на него никакой ответственности.Административный регламент МВД по проведению экзаменов писал(а):183. Экзаменатор в ходе проведения практического экзамена: ...
вмешивается в процесс управления транспортным средством с целью предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия или наезда на препятствие;
Значит вся ответственность ложится на собственника ТС.
Казалось бы, есть же страховка. Но, тот же ФЗ № 40 гласит
Напомню, что за рулём у нас один единственный Водитель, не имеющий права управления.Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
...
в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
Занавес...