Направил письмо...
6 октября 2017 года
В ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В течение длительного времени я получаю жалобы от водителей транспортных средств на незаконное привлечение их к административной ответственности за непредоставление преимущества в движении пешеходу вследствие некорректно изложенного в Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 12.07.2017), определения термина «Уступить дорогу».
«Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Очевидно, что термин «Уступить дорогу» приравнивается по смысловому значению к термину «Не создавать помех», что является логичным и обоснованным.
Очевиден и смысл термина «Не создавать помех»: не создавать реальных (а не предполагаемых) помех другим участникам дорожного движения, имеющим преимущество. И для квалификации должностным лицом нарушения в виде несоблюдения требования «Не создавать помех» необходимым условием является реально совершенное изменение направления движения или скорости другим участником дорожного движения, имеющим преимущество.
Однако термин «Не создавать помех» приобретает в рассматриваемом определении совершенно несвойственную ему смысловую нагрузку и сводится к запрету продолжать движение или совершать маневры, если они могут вынудить других участников дорожного движения изменить направление движения или скорость, то есть, когда последствия носят вероятностный характер. Таким образом, для вменения правонарушения в виде несоблюдения данного требования достаточно предположения о возможном изменении направления движения или скорости другим участником дорожного движения, имеющим преимущество.
Такое противоречие породило неоднозначную правоприменительную практику: привлечение водителей транспортных средств к ответственности по статье 12.18 КоАП РФ осуществляется в одних случаях только за реальное создание помех, в других – за предполагаемое.
Между тем, состав правонарушения образует исключительно реально совершенное противоправное действие, то есть реальное создание помех, а не возможное.
Трудно даже представить, например, практику привлечения к ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в случае если он в состоянии опьянения транспортным средством не управлял, но вполне мог им управлять.
Или практику привлечения к ответственности по части 2 статьи 12.12 КоАП РФ за невыполнение требования об остановке перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика, если водитель транспортного средства стоп-линию не пересек, но развил такую скорость движения, что теоретически мог ее пересечь.
Устранение создавшегося противоречия, возникшего вследствие некорректно данного в правилах дорожного движения определения термина «Уступить дорогу», исключение его двусмысленного трактования и привлечения водителей транспортных средств к ответственности в случаях, когда нарушение они не совершали - фактически помех пешеходу не создавали, возможно лишь с изменением сути определения.
Представляется, что наиболее правильной с точки зрения норм и правил русского языка и теории права будет следующая формулировка определения термина «Уступить дорогу»:
«Уступить дорогу» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это создаст помехи другим участникам движения, имеющим по отношению к нему преимущество, и во избежание дорожно-транспортного происшествия вынудит их изменять направление движения или скорость.
Прошу рассмотреть вопрос о возможности изменения в Правилах дорожного движения определения термина «Уступи дорогу» в соответствие с вышеприведенной редакцией.
С уважением,
президент Коллегии правовой защиты,
ведущий программы «Первая передача» на НТВ,
ведущий программы «Право руля» на Авторадио Виктор ТРАВИН.